Как построить компанию будущего и каких сотрудников никогда не заменят роботы?

Как построить компанию будущего в digital – эпоху. И каких сотрудников никогда не заменят роботы? Эпоха цифровизации меняет всех — и людей, и компании. Кофе нам варит механический бариста, искусственный интеллект управляет нашим автомобилем, а сердце заставляет биться искусственный импульс.

Роботы наступают нам на пятки, конкурируя в производительности труда, скорости и точности работы, выносливости, неприхотливости и необходимых ресурсах. Казалось бы, будущее за теми компаниями, кто быстрее всех полностью заменит людей на энергоэффективные машины. Почему это не так, каких сотрудников никогда не вытеснят роботы, и как компаниям оставаться высококонкурентными в цифровой среде, используя человеческий потенциал, рассказывает предприниматель, со-основатель «ЦКБ42» Сергей Федоринов.

За какими компаниями будущее?

История человечества – это история взаимоотношений с машинами и механизмами, а прогресс – ни что иное как начало экспансии. Сегодня мы живем в эпоху 4й промышленной революции, где многое определяют интернет-технологии. Социальные сети и мессенджеры становятся основным способом коммуникации, а шеринг модели (от английского глагола “to share” – делиться) формируют культ совместного потребления в разных сферах, когда с помощью он-лайн платформ люди могут обмениваться материальными и нематериальными благами. В основе этого digital-бума лежит взаимодействие P2P (Person-to-Person). Искусственный интеллект становится связующим звеном в этой живой цепочке социального общения. Стремительное развитие технологий увеличивает скорость жизни людей и компаний. Цикл изменений составляет в среднем 10 лет, а основная цель индивидуума — выбор и самореализация личности через принадлежность к системам и сообществам. Именно такой системой живого развития, где личность имеет возможность самореализации, должна стать компания будущего, если она хочет быть успешной и конкурентной в digital эпоху.

Остаться в «живых»: как не оказаться за бортом digital эволюции

Предпринимательству как одной из форм проявления человеческой сущности присущи риск, стремление изобретать что-то новое и осваивать неизведанные пространства. Это сублимация процесса освоения окружающего мира, и чтобы ускорить и упростить этот процесс люди объединяются в сообщества – организации и компании, которые функционируют по тем же принципам, что и живые организмы. Глобально выживут и смогут адаптироваться к новым вызовам компании новой формации, их отличают:

  1. Горизонтальные связи и внутреннее предпринимательство. Переформатирование предполагает сведение к минимуму вертикальных связей по типу «начальник — подчиненный» и развитие связей горизонтальных. Все регламентировать и описывать уже невозможно, да и не нужно. Так команда не работает. Так работают только заводы XX-ого века. Горизонтальные связи в рамках компании можно сравнить с внутренним предпринимательством: когда максимальное количество людей внутри становятся вкладом и минимальное число людей, в идеале – ноль, являются контролерами или какими-то передаточными звеньями. Это мне отчасти удалось реализовать в «Юлмарте», когда я был генеральным директором. Внутри он был большой-большой командой вовлеченных людей, где каждый сотрудник был на своем месте и занимался интересным делом, а дальше все остальные технологии создавали уже эти вовлеченные люди.
  2. Видение общего будущего. Здесь отношения внутри компании похожи на взаимоотношения между мужчиной и женщиной. «Химия» возникает, когда помимо симпатии есть видение общего будущего. В бизнесе то же самое. Структура взаимоотношений появляется, когда есть понимание совместного будущего. А далее по возрастающей. Возникает ответственность по поводу этого будущего, ответственность порождает приверженность. Вместе они дают энергию, страсть. Тогда появляется тяга, начинается движение к будущему. У того же Стива Джобса не было специального образования, но у него было собственное видение будущего компании и целей, которым он был фанатично привержен. Была вера, что это возможно. Знаете, как Петр Первый в свое время сказал: «Небываемое бывает» — когда построили форт за зиму… Наполненность бизнеса глубоким замыслом и вера в этот замысел создают успех.
  3. Единение на уровне «майндсета» (mindset — образ мышления или ценностей, контекст).

Некий внутренний кодекс и рисунок, который объединяет людей и показывает, что они говорят об одном и том же, точнее, исходят из одного и того же, общая философия, ценностные и базовые принципы — это важно для команды, то, что ее объединяет и во время движения позволяет доверять друг другу. Доверие — один их самых главных принципов, по которым строится команда и работает внутри себя. И именно в этом простом человеческом общении или находится, или теряется львиная доля энергии и эффективности компании. Чем ниже доверие, тем ниже качество и глубина коммуникации, тем ниже качество решений. А от чего зависит доверие? От того, насколько мы близки по-человечески – близки по складу ума, образу мышления, образу понимания и ценностей. Это и есть майндсет. Если нет — ваша эффективность не более 20%, остальное тонет вместе с недоверием.

Каких сотрудников никогда не заменят роботы?

Залогом процветания компании в digital эпоху становятся прорывные продукты и технологии, а их гарантами — сотрудники с «геномом» определенных soft skills, неподвластных искусственному интеллекту. В «хордах» с машинами конкурировать сложно и бессмысленно. Эволюционное преимущество человека и компании — в развитии «гибких» «надпрофессиональных» навыков, в живой, эмоционально насыщенной коммуникации, а именно в таких навыках как:

  1. Креативное мышление – Гугл уже все знает. Создавать тягу и прорыв будут те, кто способен сгенерировать то, чего не знает Гугл
  2. Нестандартное видение и тяга к экспериментам — в свое время Дмитрий Менделеев имел тройку по химии, а Альберт Энштейн — двойку по физике. Вместе с тем, нестандартное видение, которое многие принимали за ошибку, и вера в результат позволил этим великим ученым совершить невероятные открытия
  3. Эмоциональный интеллект – умение думать сердцем, способность распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей как свои собственные. Клиентоориентированность компании напрямую зависит от развития эмоционального интеллекта.
  4. Внутренняя энергетика и осмысленность — машина может предпринять какие-то более-менее рациональные решения: помочь найти что-то в огромном массиве данных. Но не сделать выбор, исходя из тонкого набора человеческих переживаний, которые зачастую иррациональны. И в этом их прелесть. Отсюда рождается что-то новое: музыка, произведения искусства, великие изобретения
  5. Когнитивная гибкость — способность переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно. Владея ею, люди смогут применить свою креативность и решить сложные задачи.
  6. Качество и скорость принятия решений. В компании Uber про растущую конкуренцию с китайцами говорили: если мы утром проснулись с очень интересной новой идеей по поводу новых продуктов, то в обед, когда мы собираемся на встречу, чтобы это обсудить, китайцы ее уже воспроизводят. Важно не только качество, но и скорость принятия решений.

Эти человеческие качества, лежащие в основе компании как системы живого развития — и есть тот главный секрет успеха, который поможет компаниям выжить в digital эпоху, а сотрудников избавит от опасности быть вытесненными роботами и потерять свое место под солнцем . Я уверен, что в этом неисчерпаемый потенциал людей и конкурентное преимущество компаний. И здесь машины нас никогда не заменят.

Коротко об авторе: родился в 29 марта 1975 году в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургский Государственный инженерно-экономический университет по специальности «Разработка средств автоматизации в сфере продаж и управления производством». В 1998 году стал IT-директором компании «Евклид». В 2004 году создал дистрибьютерский проект — компанию «КомБриг», где и был генеральным директором до 2008 года. В 2008 года дал старт компании «Юлмарт». Построив Юлмарт от одной торговой точки до лидера рынка электронной коммерции из 400 магазинов в 240 городах оборотом 1 млрд. дол., Сергей уже три года помогает создавать, масштабировать и эффективно управлять бизнес-проектами в различных сегментах в рамках «ЦКБ42». В числе тех, кто уже совершил прорыв с помощью Федоринова – крупные и средние компании федерального масштаба и регионального значения (розничные интернет-проекты, ведущие автодилеры и т.д). Сильная сторона Сергея – проявление прорывных продуктов и дальнейшее их внедрение с помощью четкой технологии, в основе которой работа с людьми как основными гарантами результата. Жизненную философию лучше всего отражает фраза Питера Друкера: «Самый лучший способ предсказать будущее — самому его построить».
Женат, двое детей. Хобби: яхтинг, фотография, управление энергией.

Дмитрий Московский

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra